Проблемы с включением первой передачи — довольно распространенная ситуация, с которой сталкиваются многие автовладельцы. Это может проявляться как на механической коробке передач (МКПП), так и на автоматической (АКПП) или роботизированной (РКПП). Затрудненное включение первой передачи не только доставляет неудобства при вождении, но и может сигнализировать о серьезных неисправностях трансмиссии. В этой статье мы подробно рассмотрим основные причины, по которым плохо включается первая передача, симптомы различных неисправностей и методы их устранения.
Причины плохого включения первой передачи на механической коробке (МКПП)
1. Проблемы с механизмом переключения передач
- Неправильная регулировка тросов: Из-за естественного растяжения тросов со временем может потребоваться их регулировка. Симптомы: первая передача включается с трудом, возможны проблемы с выбором других передач.
- Износ деталей кулисы: Длительное отсутствие технического обслуживания может привести к ослаблению крепежа и износу деталей кулисы. Симптомы: проблемное включение задней передачи, выбивание передач при начале движения.
- Выход из строя механизма переключения: Может проявляться на холодную и после прогрева, с места и в движении.
Решение: Очистить механизм, провести дефектовку, закрепить или заменить изношенные детали или механизм в сборе.
2. Проблемы со сцеплением
- Неправильная настройка сцепления: Может быть вызвана растяжением троса, ослаблением крепежа, деформацией деталей или проблемами с гидравликой.
- Износ сцепления: Естественная выработка дисков, перегрев и/или деформация корзины.
Симптомы: Все передачи переключаются плохо, с хрустом. Вывешенные колеса ведущей оси проворачиваются на передаче даже при выжатом сцеплении. Возможен запах горелого сцепления.
Решение: При своевременном выявлении – отрегулировать натяжение троса или гидравлический механизм выжима. Если проблема запущенная – заменить сцепление.
3. Проблемы с синхронизаторами
- Износ или деформация синхронизаторов: Может быть вызван естественной выработкой деталей, использованием несовместимого масла или неаккуратным переключением передач.
Симптомы: Первая передача включается тяжело, с хрустом. Возможен вылет передачи. На других передачах все может быть нормально.
Решение: Заменить кольца синхронизаторов, желательно все сразу. При наличии износа шестерен и муфты требуется также их замена.
4. Проблемы с вилками переключения передач
- Износ или деформация вилки: Может быть вызван естественным износом или последствиями включения передач с чрезмерным давлением.
Симптомы: Если вилка изношена – ход включения 1-й и 2-й передач нечеткий, слишком свободный. Если вилка изогнута – 1-я может включаться с трудом, а 2-я – наоборот, очень легко.
Решение: Заменить вилку выбора передач.
5. Проблемы с реактивной тягой КПП
- Поломка реактивной тяги: Может быть вызвана возрастом и усталостью металла, износом элементов подвески или последствиями езды по плохим дорогам.
Симптомы: Передачи включаются с трудом. В движении возможен их вылет, особенно при неровностях дороги и на поворотах. Рычаг КПП в салоне вибрирует, болтается.
Решение: Заменить реактивную тягу КПП.
6. Проблемы с подшипниками и валами КПП
- Выработка подшипников КПП: Может быть вызвана естественным износом, последствиями нехватки масла или использования неподходящей смазки.
- Выработка вала коробки: Аналогичные причины.
Симптомы: Проблемы с переключением передач сопровождаются постоянным шумом КПП в движении. При стоянии на холостом ходу слышны постукивания в области коробки. По мере прогрева шумы усиливаются.
Решение: Отдефектовать КПП, заменить подшипники и/или неисправный вал.
7. Проблемы с трансмиссионным маслом
- Нехватка масла: Может быть вызвана утечкой через уплотнители, повреждением сальников или недостаточной заливкой с завода или при замене.
- Неподходящее масло: Масло по вязкости не соответствует сезону или залита контрафактная смазка.
Симптомы: КПП шумит, наблюдаются проблемы с включением передач. При низкой вязкости возможны проблемы после прогрева. При высокой вязкости передачи тяжело включаются на холодную.
Решение: Устранить утечку, залить масло до уровня, указанного производителем. Сменить масло на рекомендуемое производителем по вязкости и допускам.
8. Проблемы с опорами силового агрегата
- Изношены опоры двигателя и КПП: Может быть вызвано естественным износом и деградацией подушек или последствиями езды по плохим дорогам.
Симптомы: Мотор визуально наклонен. Машина «пинается» при старте, возникают вибрации и тряска двигателя, дрожит и дергается рычаг КПП. На неровностях передачи могут вылетать.
Решение: Заменить подушки двигателя и КПП.
Причины плохого включения первой передачи на автоматической коробке (АКПП)
1. Проблемы с трансмиссионной жидкостью
- Недостаток ATF: Может быть вызван утечкой или недоливом при обслуживании.
Симптомы: АКПП переходит в аварийный режим, нестабильно работает, перегревается. Возможен ранний переход на низшие передачи из-за нехватки давления.
Решение: Долить/заменить ATF и фильтр, провести диагностику.
- Неподходящее трансмиссионное масло: Использование масла с неправильными характеристиками.
Симптомы: Плохо включаются передачи, возникают рывки и толчки при переключениях.
Решение: Заменить ATF и фильтр КПП.
2. Проблемы с селектором
- Закисание или заклинивание селектора (ингибитора): Может быть вызвано загрязнением или износом механизма.
Симптомы: Тугой ход рычага, возможны проблемы с переключением передач, их вылеты.
Решение: Очистить механизм селектора (ингибитор) или заменить его.
3. Проблемы с фрикционами
- Выработка пакета фрикционов: Естественный износ фрикционных дисков.
Симптомы: Машина хуже разгоняется, ощущаются пробуксовки передач или они вовсе не включаются.
Решение: Заменить изношенные пакеты фрикционов.
4. Проблемы с гидротрансформатором
- Неисправность гидротрансформатора: Может быть вызвана износом или повреждением внутренних компонентов.
Симптомы: Симптомы «пробуксовки сцепления», тяжелый старт и медленный разгон. Рывки автомобиля, вибрации.
Решение: Отремонтировать или заменить гидротрансформатор.
5. Проблемы с гидроблоком
- Засорение каналов гидроблока АКПП: Может быть вызвано загрязнением трансмиссионной жидкости или износом внутренних компонентов.
Симптомы: Вибрации, шум при переключении передач. Толчки, удары, пробуксовки при перемене передач. Возможно невключение одной или нескольких скоростей.
Решение: Прочистить гидравлические каналы КПП, заменить масло, фильтр.
6. Проблемы с масляным насосом
- Неисправность масляного насоса: Может быть вызвана износом или повреждением компонентов насоса.
Симптомы: Включение передач затруднено, машина с трудом переходит на повышенные скорости при разгоне, передачи могут вообще не включаться.
Решение: Заменить масляный насос АКПП.
7. Проблемы с соленоидами
- Неисправность соленоидов: Может быть вызвана электрическими проблемами или механическим износом.
Симптомы: Передачи включаются с трудом, возможны ранние и поздние переходы на повышенную передачу.
Решение: Заменить неисправные соленоиды АКПП.
8. Электронные проблемы
- Электронная блокировка: Может быть вызвана неисправностями различных датчиков или блока управления АКПП.
Симптомы: Не позволяет резко переключиться на 1-ю в движении, ограничивает мощность двигателя, переводит АКПП в аварийный режим.
Решение: Провести компьютерную диагностику АКПП и устранить выявленные неисправности.
Причины плохого включения первой передачи на роботизированной коробке (РКПП)
1. Проблемы с актуаторами
- Неисправность актуаторов РКПП: Может быть вызвана электрическими проблемами или механическим износом.
Симптомы: Проблемы с включением передач, возможно невключение некоторых скоростей, хруст, вылет передач.
Решение: Заменить неисправные актуаторы.
2. Проблемы со сцеплением
- Неисправности сцепления РКПП: Аналогичны проблемам на МКПП — износ, деформация диска, нарушение прижима.
Симптомы: Затрудненное включение передач, возможен хруст, ошибки по ЭБУ.
Решение: Отремонтировать/заменить и отрегулировать сцепление, если оно не самоподводящееся.
Особенности неисправностей на популярных моделях автомобилей
ВАЗ (2108-2115, 2110-2112, Приора, Калина)
- Частый износ опор КПП (боковая и задняя), приводящий к вылету передач.
- Повышенный износ синхронизаторов 1-й и 2-й передач из-за большой разницы передаточных чисел.
- Проблемы с реактивной тягой КПП на моделях 2110-2112, Приора, Калина.
- На моделях с тросовым приводом КПП возможна проблема с их натяжкой.
Рекомендации:
- Мягкое включение 1-й и 2-й передач.
- Регулярный контроль состояния подушек силового агрегата и реактивной тяги КПП.
- Своевременная замена изношенных элементов кулисы и регулировка ее хода.
ВАЗ Классика (06, 07, 01)
- Проблемы с гидравлическим приводом сцепления из-за утечки жидкости или неправильной регулировки хода.
Рекомендации:
- Регулярная проверка уровня жидкости в контуре сцепления и регулировка механизма выжима.
Лада Веста
- На модификациях с КПП ВАЗ проблемы аналогичны более ранним моделям.
Рекомендации:
- Мягкое переключение на 1-ю и 2-ю передачу, использование качественного трансмиссионного масла.
Volkswagen Passat (от B3 до B8)
- Чувствительность тросового механизма переключения передач к износу.
Рекомендации:
- Периодический осмотр (каждые 10 тыс. км) механизма выбора передач, его регулировка и замена изношенных деталей.
Chevrolet Aveo T250, Lacetti, Daewoo Lanos, Sens, Nexia
- Слабое место — механизм переключения («вертолет») на КПП, который разбалтывается.
Рекомендации:
- Регулярный контроль состояния «вертолета» (что такое состояние «вертолета», читайте далее).
Состояние «вертолёта» в машине — это разговорное выражение, которое описывает, когда двигатель автомобиля работает на повышенных оборотах, как будто машина ревёт, а звуки работы двигателя напоминают шум вертолёта. Это может происходить по разным причинам, например:
- Неправильная работа трансмиссии — если автоматическая коробка передач не переключается на более высокую передачу, двигатель может работать на высоких оборотах.
- Проблемы с двигателем — неисправности системы зажигания или подачи топлива могут привести к такому поведению.
- Проблемы с выхлопной системой — нарушения в работе глушителя или выхлопной системы могут привести к усиленному шуму, напоминающему звук вертолёта.
Часто это требует диагностики и ремонта, так как такие симптомы могут указывать на серьёзные проблемы в машине.