Плохо включается первая передача

Плохо включается первая передача

Проблемы с включением первой передачи — довольно распространенная ситуация, с которой сталкиваются многие автовладельцы. Это может проявляться как на механической коробке передач (МКПП), так и на автоматической (АКПП) или роботизированной (РКПП). Затрудненное включение первой передачи не только доставляет неудобства при вождении, но и может сигнализировать о серьезных неисправностях трансмиссии. В этой статье мы подробно рассмотрим основные причины, по которым плохо включается первая передача, симптомы различных неисправностей и методы их устранения.

Вышедший из строя актуатор РКПП Тойота Королла
Вышедший из строя актуатор РКПП Тойота Королла

Причины плохого включения первой передачи на механической коробке (МКПП)

1. Проблемы с механизмом переключения передач

  • Неправильная регулировка тросов: Из-за естественного растяжения тросов со временем может потребоваться их регулировка. Симптомы: первая передача включается с трудом, возможны проблемы с выбором других передач.
  • Износ деталей кулисы: Длительное отсутствие технического обслуживания может привести к ослаблению крепежа и износу деталей кулисы. Симптомы: проблемное включение задней передачи, выбивание передач при начале движения.
  • Выход из строя механизма переключения: Может проявляться на холодную и после прогрева, с места и в движении.

Решение: Очистить механизм, провести дефектовку, закрепить или заменить изношенные детали или механизм в сборе.

2. Проблемы со сцеплением

  • Неправильная настройка сцепления: Может быть вызвана растяжением троса, ослаблением крепежа, деформацией деталей или проблемами с гидравликой.
  • Износ сцепления: Естественная выработка дисков, перегрев и/или деформация корзины.

Симптомы: Все передачи переключаются плохо, с хрустом. Вывешенные колеса ведущей оси проворачиваются на передаче даже при выжатом сцеплении. Возможен запах горелого сцепления.

Решение: При своевременном выявлении – отрегулировать натяжение троса или гидравлический механизм выжима. Если проблема запущенная – заменить сцепление.

3. Проблемы с синхронизаторами

  • Износ или деформация синхронизаторов: Может быть вызван естественной выработкой деталей, использованием несовместимого масла или неаккуратным переключением передач.

Симптомы: Первая передача включается тяжело, с хрустом. Возможен вылет передачи. На других передачах все может быть нормально.

Решение: Заменить кольца синхронизаторов, желательно все сразу. При наличии износа шестерен и муфты требуется также их замена.

4. Проблемы с вилками переключения передач

  • Износ или деформация вилки: Может быть вызван естественным износом или последствиями включения передач с чрезмерным давлением.

Симптомы: Если вилка изношена – ход включения 1-й и 2-й передач нечеткий, слишком свободный. Если вилка изогнута – 1-я может включаться с трудом, а 2-я – наоборот, очень легко.

Решение: Заменить вилку выбора передач.

5. Проблемы с реактивной тягой КПП

  • Поломка реактивной тяги: Может быть вызвана возрастом и усталостью металла, износом элементов подвески или последствиями езды по плохим дорогам.

Симптомы: Передачи включаются с трудом. В движении возможен их вылет, особенно при неровностях дороги и на поворотах. Рычаг КПП в салоне вибрирует, болтается.

Решение: Заменить реактивную тягу КПП.

6. Проблемы с подшипниками и валами КПП

  • Выработка подшипников КПП: Может быть вызвана естественным износом, последствиями нехватки масла или использования неподходящей смазки.
  • Выработка вала коробки: Аналогичные причины.

Симптомы: Проблемы с переключением передач сопровождаются постоянным шумом КПП в движении. При стоянии на холостом ходу слышны постукивания в области коробки. По мере прогрева шумы усиливаются.

Решение: Отдефектовать КПП, заменить подшипники и/или неисправный вал.

7. Проблемы с трансмиссионным маслом

  • Нехватка масла: Может быть вызвана утечкой через уплотнители, повреждением сальников или недостаточной заливкой с завода или при замене.
  • Неподходящее масло: Масло по вязкости не соответствует сезону или залита контрафактная смазка.

Симптомы: КПП шумит, наблюдаются проблемы с включением передач. При низкой вязкости возможны проблемы после прогрева. При высокой вязкости передачи тяжело включаются на холодную.

Решение: Устранить утечку, залить масло до уровня, указанного производителем. Сменить масло на рекомендуемое производителем по вязкости и допускам.

8. Проблемы с опорами силового агрегата

  • Изношены опоры двигателя и КПП: Может быть вызвано естественным износом и деградацией подушек или последствиями езды по плохим дорогам.

Симптомы: Мотор визуально наклонен. Машина «пинается» при старте, возникают вибрации и тряска двигателя, дрожит и дергается рычаг КПП. На неровностях передачи могут вылетать.

Решение: Заменить подушки двигателя и КПП.

Причины плохого включения первой передачи на автоматической коробке (АКПП)

1. Проблемы с трансмиссионной жидкостью

  • Недостаток ATF: Может быть вызван утечкой или недоливом при обслуживании.

Симптомы: АКПП переходит в аварийный режим, нестабильно работает, перегревается. Возможен ранний переход на низшие передачи из-за нехватки давления.

Решение: Долить/заменить ATF и фильтр, провести диагностику.

  • Неподходящее трансмиссионное масло: Использование масла с неправильными характеристиками.

Симптомы: Плохо включаются передачи, возникают рывки и толчки при переключениях.

Решение: Заменить ATF и фильтр КПП.

2. Проблемы с селектором

  • Закисание или заклинивание селектора (ингибитора): Может быть вызвано загрязнением или износом механизма.

Симптомы: Тугой ход рычага, возможны проблемы с переключением передач, их вылеты.

Решение: Очистить механизм селектора (ингибитор) или заменить его.

3. Проблемы с фрикционами

  • Выработка пакета фрикционов: Естественный износ фрикционных дисков.

Симптомы: Машина хуже разгоняется, ощущаются пробуксовки передач или они вовсе не включаются.

Решение: Заменить изношенные пакеты фрикционов.

4. Проблемы с гидротрансформатором

  • Неисправность гидротрансформатора: Может быть вызвана износом или повреждением внутренних компонентов.

Симптомы: Симптомы «пробуксовки сцепления», тяжелый старт и медленный разгон. Рывки автомобиля, вибрации.

Решение: Отремонтировать или заменить гидротрансформатор.

5. Проблемы с гидроблоком

  • Засорение каналов гидроблока АКПП: Может быть вызвано загрязнением трансмиссионной жидкости или износом внутренних компонентов.

Симптомы: Вибрации, шум при переключении передач. Толчки, удары, пробуксовки при перемене передач. Возможно невключение одной или нескольких скоростей.

Решение: Прочистить гидравлические каналы КПП, заменить масло, фильтр.

6. Проблемы с масляным насосом

  • Неисправность масляного насоса: Может быть вызвана износом или повреждением компонентов насоса.

Симптомы: Включение передач затруднено, машина с трудом переходит на повышенные скорости при разгоне, передачи могут вообще не включаться.

Решение: Заменить масляный насос АКПП.

7. Проблемы с соленоидами

  • Неисправность соленоидов: Может быть вызвана электрическими проблемами или механическим износом.

Симптомы: Передачи включаются с трудом, возможны ранние и поздние переходы на повышенную передачу.

Решение: Заменить неисправные соленоиды АКПП.

8. Электронные проблемы

  • Электронная блокировка: Может быть вызвана неисправностями различных датчиков или блока управления АКПП.

Симптомы: Не позволяет резко переключиться на 1-ю в движении, ограничивает мощность двигателя, переводит АКПП в аварийный режим.

Решение: Провести компьютерную диагностику АКПП и устранить выявленные неисправности.

Причины плохого включения первой передачи на роботизированной коробке (РКПП)

1. Проблемы с актуаторами

  • Неисправность актуаторов РКПП: Может быть вызвана электрическими проблемами или механическим износом.

Симптомы: Проблемы с включением передач, возможно невключение некоторых скоростей, хруст, вылет передач.

Решение: Заменить неисправные актуаторы.

2. Проблемы со сцеплением

  • Неисправности сцепления РКПП: Аналогичны проблемам на МКПП — износ, деформация диска, нарушение прижима.

Симптомы: Затрудненное включение передач, возможен хруст, ошибки по ЭБУ.

Решение: Отремонтировать/заменить и отрегулировать сцепление, если оно не самоподводящееся.

Особенности неисправностей на популярных моделях автомобилей

ВАЗ (2108-2115, 2110-2112, Приора, Калина)

  • Частый износ опор КПП (боковая и задняя), приводящий к вылету передач.
  • Повышенный износ синхронизаторов 1-й и 2-й передач из-за большой разницы передаточных чисел.
  • Проблемы с реактивной тягой КПП на моделях 2110-2112, Приора, Калина.
  • На моделях с тросовым приводом КПП возможна проблема с их натяжкой.

Рекомендации:

  • Мягкое включение 1-й и 2-й передач.
  • Регулярный контроль состояния подушек силового агрегата и реактивной тяги КПП.
  • Своевременная замена изношенных элементов кулисы и регулировка ее хода.

ВАЗ Классика (06, 07, 01)

  • Проблемы с гидравлическим приводом сцепления из-за утечки жидкости или неправильной регулировки хода.

Рекомендации:

  • Регулярная проверка уровня жидкости в контуре сцепления и регулировка механизма выжима.

Лада Веста

  • На модификациях с КПП ВАЗ проблемы аналогичны более ранним моделям.

Рекомендации:

  • Мягкое переключение на 1-ю и 2-ю передачу, использование качественного трансмиссионного масла.

Volkswagen Passat (от B3 до B8)

  • Чувствительность тросового механизма переключения передач к износу.

Рекомендации:

  • Периодический осмотр (каждые 10 тыс. км) механизма выбора передач, его регулировка и замена изношенных деталей.

Chevrolet Aveo T250, Lacetti, Daewoo Lanos, Sens, Nexia

  • Слабое место — механизм переключения («вертолет») на КПП, который разбалтывается.

Рекомендации:

  • Регулярный контроль состояния «вертолета» (что такое состояние «вертолета», читайте далее).

Состояние «вертолёта» в машине — это разговорное выражение, которое описывает, когда двигатель автомобиля работает на повышенных оборотах, как будто машина ревёт, а звуки работы двигателя напоминают шум вертолёта. Это может происходить по разным причинам, например:

  1. Неправильная работа трансмиссии — если автоматическая коробка передач не переключается на более высокую передачу, двигатель может работать на высоких оборотах.
  2. Проблемы с двигателем — неисправности системы зажигания или подачи топлива могут привести к такому поведению.
  3. Проблемы с выхлопной системой — нарушения в работе глушителя или выхлопной системы могут привести к усиленному шуму, напоминающему звук вертолёта.

Часто это требует диагностики и ремонта, так как такие симптомы могут указывать на серьёзные проблемы в машине.

Ссылка на основную публикацию