Многие автовладельцы не видят необходимости в добавлении присадок в моторное масло, полагая, что современные синтетические масла уже содержат необходимый пакет присадок. Действительно, для нового или недавно заменённого масла в двигателе с небольшим пробегом дополнительные присадки не требуются. Однако со временем свойства масла ухудшаются, и оно перестаёт полноценно выполнять свои функции. В таких случаях специальные присадки могут помочь продлить ресурс изношенного мотора.
В отличие от стандартных пакетов присадок, входящих в состав моторных масел, специализированные добавки направлены на решение конкретных проблем, связанных с износом или повреждением деталей двигателя. Они воздействуют не только на свойства самого масла, но и на процессы, происходящие внутри мотора.
В данной статье мы рассмотрим основные типы присадок для двигателей и их назначение, а также разберём распространённые проблемы, для решения которых можно использовать подобные добавки. Кроме того, мы обсудим, какие средства следует применять с осторожностью, чтобы не нанести вред двигателю.
Стоит отметить, что хотя присадки и могут временно улучшить ситуацию, они не являются панацеей и не решают коренную проблему износа деталей. В случае серьёзных повреждений рекомендуется своевременный профилактический ремонт двигателя.
Присадки в масло для восстановления двигателя
Для восполнения износа трущихся поверхностей деталей двигателя широко применяются специальные ремонтно-восстановительные присадки. Их главная функция — формирование защитного слоя, компенсирующего потерю металла в местах трения. Обычно такие составы содержат компоненты из «мягких» металлов, природных минералов, а также различных полимерных и керамических соединений, которые способны осаждаться на изношенных участках деталей.
Наиболее известными являются молибденсодержащие и так называемые триботехнические присадки. Молибденовые добавки включают соединения молибдена, обладающие выдающимися антифрикционными свойствами. Триботехнические составы представляют собой многокомпонентные смеси из различных металлов, керамики, полимеров и других веществ, подобранных для максимально эффективного восстановления изношенных поверхностей.
Благодаря своему уникальному составу, ремонтные присадки способны залечивать микротрещины, царапины, задиры и другие дефекты на деталях двигателя. Эффект от их применения становится заметен после 200-500 км пробега с момента добавления состава в моторное масло. Одним из наиболее эффективных триботехнических средств является «Актив Плюс» от компании Супротек. Помимо восстановления изношенных поверхностей, этот состав также:
— Способствует повышению компрессии в цилиндрах
— Обеспечивает формирование прочной масляной пленки на трущихся деталях
— Повышает давление в системе смазки
— Устраняет стуки гидрокомпенсаторов и другие шумы, связанные с износом ГРМ
— Снижает расход масла на угар (масложор)
Таким образом, присадка «Актив Плюс» можно считать универсальным средством для комплексного восстановления изношенного двигателя, позволяющим отсрочить дорогостоящий капитальный ремонт.
В категории ремонтно-восстановительных присадок выделяются составы, способные формировать на изношенных поверхностях деталей новое покрытие, восполняющее потерю металла. К ним относятся тефлонсодержащие присадки, в состав которых входят фторполимеры, такие как политетрафторэтилен (ПТФЭ или тефлон). Благодаря своим уникальным свойствам, молекулы тефлона осаждаются в зонах трения, образуя тонкую, но прочную антифрикционную пленку, компенсирующую износ деталей.
Для двигателей с большим пробегом и значительным износом деталей цилиндро-поршневой группы и газораспределительного механизма рекомендуется использование специальных антифрикционных плакирующих присадок. Эти составы, помимо формирования защитного покрытия, также содержат компоненты, обладающие выдающимися антифрикционными свойствами. Одной из наиболее эффективных присадок такого типа является Liqui Moly CeraTec. В ее состав входят керамические частицы, а также соединения молибдена, обеспечивающие низкий коэффициент трения даже при высоких нагрузках и температурах.
Применение Liqui Moly CeraTec позволяет приостановить прогрессирующий износ трущихся деталей двигателя и значительно продлить их ресурс. Благодаря формированию прочного керамического покрытия, данная присадка обеспечивает надежную защиту цилиндропоршневой группы, распредвалов, толкателей и других критических узлов от задиров, риска и других повреждений. Это дает возможность отсрочить капитальный ремонт мотора и сэкономить на его стоимости.
После добавления ремонтно-восстановительной присадки в моторное масло ее активные компоненты не сразу начинают действовать. Для формирования защитного покрытия требуется определенное время и пробег автомобиля. В процессе работы двигателя под воздействием высоких температур и давления в зонах трения происходит постепенное осаждение содержащихся в составе присадки веществ на изношенных участках деталей.
По мере накопления осадка образуется тонкая, но прочная пленка, которая заполняет микротрещины, царапины, риски и другие дефекты, восстанавливая первоначальную геометрию сопряженных поверхностей. Сформированное таким образом защитное покрытие обладает высокой адгезией и прочностью, позволяющей ему выдерживать экстремальные нагрузки в парах трения.
Продолжительность эксплуатационного цикла ремонтного слоя варьируется в зависимости от состава присадки, условий эксплуатации автомобиля и других факторов. В среднем полный эффект от применения большинства восстановительных составов сохраняется в течение 40-50 тысяч километров пробега. После этого рекомендуется повторная обработка двигателя для поддержания защитного слоя в рабочем состоянии.
Стоит отметить, что помимо восстановления изношенных поверхностей, качественные ремонтные присадки также обеспечивают дополнительную противоизносную защиту трущихся деталей, снижая интенсивность их последующего износа.
Для повышения давления масла
Для восстановления нормального давления в системе смазки изношенных двигателей наиболее эффективно применение специальных ремонтно-восстановительных присадок, также известных как реметаллизанты. Их действие основано на формировании защитного покрытия, заполняющего микротрещины, риски, задиры и другие дефекты на трущихся поверхностях деталей.
После введения реметаллизанта в моторное масло его активные компоненты под воздействием высоких температур и давления постепенно осаждаются в зонах трения, образуя тонкую, но прочную металлокерамическую пленку. Образовавшийся слой выравнивает микронеровности на сопряженных деталях, восстанавливая их первоначальную геометрию. Это позволяет нормализовать зазоры в парах трения и восстановить требуемое давление масла.
Наиболее качественными и популярными среди автовладельцев считаются реметаллизанты торговой марки RVS Master. Их составы содержат оптимальное сочетание металлических, керамических и полимерных компонентов, обеспечивающих надежное восстановление и противоизносную защиту узлов трения.
Альтернативным, но менее эффективным способом повышения давления масла может служить применение специальных загущающих присадок. Они повышают вязкость смазочного материала, утолщая масляную пленку и тем самым способствуя росту давления в системе смазки. Однако такой подход лишь маскирует, но не устраняет первопричину падения давления — износ деталей. Кроме того, чрезмерное загущение масла приводит к ухудшению смазывающих свойств, перегреву и повышенному износу трущихся пар.
Поэтому для восстановления работоспособности масляного насоса и нормализации давления в системе смазки наиболее целесообразно применение качественных реметаллизирующих присадок. Их использование позволяет отсрочить дорогостоящий ремонт или замену маслонасоса.
Присадка от повышенного расхода масла
Повышенный расход моторного масла является одной из распространенных проблем, с которой сталкиваются владельцы автомобилей с большим пробегом. Частая необходимость доливать масло в двигатель обусловлена износом и потерей эластичности резиновых уплотнителей — сальников, маслосъемных колпачков, прокладок и других элементов системы смазки. Через образовавшиеся зазоры и трещины происходит утечка масла.
Для решения подобных проблем эффективно применение специальных присадок, предназначенных для восстановления и ремонта изношенных уплотнителей. Такие составы содержат модификаторы, способные размягчать и восстанавливать эластичность резины и резинометаллических элементов. После добавления присадки в моторное масло ее активные компоненты проникают во все уплотнительные элементы системы смазки, герметизируя зазоры и трещины, через которые происходила утечка.
Помимо устранения расхода масла на угар, качественные ремонтные присадки для уплотнителей также предотвращают попадание масла в камеру сгорания и, как следствие, появление сизого дыма из выхлопной трубы — характерного признака износа маслосъемных колпачков. Кроме того, они обеспечивают надежную защиту эластомеров от воздействия перепадов температур и предотвращают их потерю эластичности при низких температурах.
Среди наиболее эффективных присадок такого типа можно отметить продукцию компаний Suprotec, Liqui Moly и Hi-Gear. Их составы содержат сбалансированные комплексы высокоактивных полимерных модификаторов, обеспечивающих надежное восстановление и ремонт различных типов резиновых и резинометаллических уплотнителей системы смазки.
Присадка в масло для раскоксовки колец
Одной из серьезных проблем, с которой сталкиваются владельцы автомобилей с большим пробегом, является образование нагара и отложений на деталях цилиндро-поршневой группы, также называемое закоксовыванием. Основная причина этого явления — попадание моторного масла в камеру сгорания через зазоры между поршневыми кольцами и зеркалом цилиндра.
В процессе работы двигателя масло, просачивающееся в цилиндры, подвергается экстремально высоким температурам и давлению во время такта сгорания топливной смеси. Под их воздействием компоненты масла претерпевают физико-химические изменения, в результате которых образуются твердые углеродистые отложения — нагар или кокс. Он оседает на поверхностях поршней, поршневых колец и их канавках, постепенно формируя плотный слой.
Нагар ухудшает подвижность поршневых колец, особенно маслосъемных, что приводит к нарушению их функций. Закоксованные кольца перестают плотно прилегать к зеркалу цилиндра, образуя зазоры, через которые масло начинает активно проникать в камеру сгорания. Это вызывает дальнейшее усиление процесса закоксовывания, сопровождающееся характерными признаками — повышенным расходом масла на угар и образованием черного дыма из выхлопной трубы.
Для предотвращения и устранения подобных последствий необходимо периодическое проведение процедуры раскоксовки — очистки деталей ЦПГ от нагарных отложений. Данная операция позволяет полностью восстановить эксплуатационные свойства двигателя и продлить его ресурс.
Для устранения нагарных отложений на деталях цилиндро-поршневой группы наиболее безопасным методом является применение специализированных раскоксовывающих присадок, вводимых в моторное масло. Данный способ получил название «мягкой» или «холодной» раскоксовки, поскольку активные компоненты присадок воздействуют на нагар «изнутри» системы смазки, постепенно размягчая и удаляя отложения.
Помимо очистки поршневых колец и канавок, качественные раскоксовывающие составы также способны растворять лаковые отложения в масляных каналах, предотвращая их закупорку и восстанавливая нормальное поступление смазки ко всем узлам трения. Это исключает риск масляного голодания деталей, вызывающего их ускоренный износ.
Одной из наиболее известных и эффективных присадок такого типа является Liqui Moly Öl-schlamm-spülung. Согласно рекомендациям, данный состав вводится в моторное масло за 300-400 км до очередной замены, что обеспечивает его максимальное воздействие на нагар.
Альтернативным «жестким» методом раскоксовки является непосредственная заливка специальных агрессивных растворов прямо в цилиндры двигателя через свечные колодцы. Преимуществом такого способа является более интенсивное воздействие составов на сам нагар напрямую изнутри камер сгорания. Однако «жесткая» раскоксовка имеет ряд существенных недостатков: отслоившиеся частицы нагара могут забить масляные каналы и маслосъемные кольца, что приведет к полной потере компрессии и поломке двигателя; агрессивные составы способны повредить лакокрасочное покрытие поддона картера.
Таким образом, применение раскоксовывающих присадок в масло является наиболее безопасным и оптимальным способом профилактики и удаления нагарных отложений на деталях ЦПГ, особенно при использовании некачественных или сильно изношенных моторных масел.
Присадки в масло для гидрокомпенсаторов
Постукивание гидравлических компенсаторов (гидрокомпенсаторов) газораспределительного механизма — распространенная проблема, с которой сталкиваются владельцы автомобилей с большим пробегом. Основными причинами стука являются образование отложений и нагара внутри гидрокомпенсаторов, а также их естественный износ в процессе эксплуатации.
Для устранения подобных неисправностей не требуется применение каких-то специализированных присадок. Данную задачу могут решить обычные моющие и загущающие добавки, вводимые в моторное масло. Их действие основано на растворении и удалении продуктов старения масла — лаковых отложений, нагара и других загрязнений, скапливающихся в масляных каналах, полостях гидрокомпенсаторов, на штоках клапанов и других деталях газораспределительного механизма.
После добавления таких составов в систему смазки их активные компоненты начинают размягчать и растворять скопившиеся отложения, постепенно очищая рабочие поверхности деталей. Это способствует восстановлению нормальной подвижности плунжеров гидрокомпенсаторов и равномерному поступлению масла ко всем узлам ГРМ. В результате постепенно исчезают посторонние шумы, вызванные недостаточной или неравномерной смазкой деталей.
Помимо устранения стука, моюще-диспергирующие присадки также повышают работоспособность двигателя в тяжелых условиях эксплуатации, предотвращая закоксовывание деталей ГРМ и цилиндро-поршневой группы.
Одним из наиболее качественных составов такого типа является WYNN’S Hydraulic Valve Lifter Concentrate. Данная присадка рекомендована к применению для эффективного устранения стука гидрокомпенсаторов, вызванного загрязнением масляной системы, особенно на прогретом двигателе.
Моющие средства в масло
В процессе работы двигателя внутреннего сгорания на поверхностях его деталей неизбежно образуются различные отложения продуктов старения масла и неполного сгорания топлива. Со временем лаковые налеты, нагар, смолистые осадки и другие загрязнения покрывают стенки цилиндров, поршни, клапаны и другие узлы, препятствуя нормальному теплообмену и ухудшая смазывающие свойства моторного масла.
Для быстрого и эффективного удаления подобных отложений применяются специальные очищающие присадки, вводимые в систему смазки. Их действие направлено на отмывку всех поверхностей деталей от любых видов загрязнений, восстанавливая первоначальные свойства масла и обеспечивая надлежащий теплоотвод от нагревающихся узлов.
Составы очистителей масляной системы обычно включают два основных компонента:
- Моющий (детергентный) компонент, предназначенный для размягчения и растворения высокотемпературных отложений — лаков, нагара, окислов и других продуктов старения масла. В качестве детергентов чаще всего выступают алкилсалицилаты, сульфонаты или сульфофенаты, действующие подобно щелочным моющим средствам для посуды.
- Диспергирующий компонент, не допускающий слипания и оседания размягченных загрязнений в виде крупных хлопьев или комков. Благодаря диспергаторам, частицы отложений остаются во взвешенном состоянии в масле и выводятся из системы смазки при замене.
Наиболее эффективными для очистки считаются присадки, содержащие в своем составе алкилсалицилаты. Эти вещества обладают превосходными моющими свойствами и способны отмывать даже застарелые лаковые и смолистые отложения.
Для периодической промывки масляной системы от загрязнений можно использовать композиции вроде Liqui Moly Öl-schlamm-spülung или более бюджетный аналог LAVR Motor Flush Soft. Их применение позволяет восстановить нормальный теплообмен и смазку деталей двигателя.
Какие присадки не стоит лить в масло
Некоторые автовладельцы, стремясь одновременно решить несколько проблем изношенного двигателя, прибегают к одновременному применению нескольких различных присадок или пытаются найти более дешевые аналоги. Однако подобная практика чревата серьезными негативными последствиями и может привести к полной поломке мотора. Категорически не рекомендуется совместное использование промывочных и загущающих присадок. Эти типы добавок имеют противоположное действие на свойства масла, что приводит к нестабильности системы смазки.
- Промывочные составы временно снижают вязкость масла для более эффективной отмывки отложений. В этих условиях повышается риск задиров в кривошипно-шатунном механизме из-за недостаточной масляной пленки.
- Применение загущающих присадок действительно позволяет кратковременно повысить давление в системе смазки. Однако ни один производитель не дает гарантий безопасности таких добавок для двигателя в долгосрочной перспективе.
Также сомнительными являются достоинства тефлонсодержащих присадок. Хотя тефлон и способен формировать защитный слой на изношенных деталях, этот материал обладает высокой токсичностью. Кроме того, частое применение тефлоновых добавок может привести к закоксовыванию поршневых колец.
Опасной является и практика очистки маслосъемных колец и каналов с помощью димексида, о которой часто рассказывается в видео на YouTube. Это сильнодействующее вещество действительно эффективно отмывает любые лаковые отложения при добавлении в горячее масло в соотношении 1:10. Однако у димексида имеются критические недостатки:
- Он размягчает и разрушает лакокрасочные покрытия деталей двигателя.
- Димексид повреждает некоторые виды пластиков и резиновых уплотнителей.
- Это токсичное вещество, опасное для здоровья человека при неправильном обращении.
Таким образом, для обработки изношенного двигателя следует использовать только специализированные, проверенные присадки от известных производителей, строго следуя инструкциям по применению. Совмещение различных добавок или поиск «народных» методов чреваты необратимыми последствиями для мотора.
Часто задаваемые вопросы
Какие присадки добавляют в масла?
Для обеспечения требуемого комплекса эксплуатационных свойств в состав современных моторных масел вводится целый ряд различных функциональных присадок. Их назначение — улучшать или придавать маслу дополнительные характеристики, необходимые для надежной работы двигателя.
1. Вязкостные присадки — полимерные соединения различной молекулярной массы и строения, регулирующие вязкостно-температурные свойства масла для обеспечения требуемой вязкости в широком диапазоне температур.
2. Антиоксиданты — вещества, замедляющие процессы окисления и старения базового масла, продлевая его ресурс.
3. Антикоррозионные присадки образуют на металлических поверхностях тонкие защитные пленки, предотвращая коррозию деталей.
4. Депрессоры — компоненты, улучшающие текучесть масла при низких температурах для облегчения холодного пуска.
5. Противоизносные присадки формируют на трущихся поверхностях тонкие пленки, снижающие интенсивность изнашивания деталей.
6. Антифрикционные добавки уменьшают силы трения в узлах, экономя topливo и снижая износ.
7. Ремонтно-восстановительные (кондиционеры металла) — присадки для нанесения защитных покрытий на изношенные детали.
8. Моющие присадки отмывают отложения продуктов старения масла с деталей двигателя.
9. Диспергирующие добавки предотвращают слипание и выпадение в осадок частиц загрязнений.
10. Раскоксовывающие присадки размягчают и удаляют нагарные отложения с поршневых колец и канавок.
11. Герметизирующие (уплотнительные) присадки восстанавливают эластичность и герметичность резиновых сальников, прокладок.
Сбалансированный пакет таких компонентов позволяет современным моторным маслам эффективно выполнять все свои функции на протяжении всего межсервисного интервала.
Когда заливать присадку в двигатель?
Добавление присадок в моторное масло является важной процедурой для поддержания эффективной работы двигателя и увеличения его ресурса. Присадки вводятся в соответствии с рекомендациями производителя, которые могут варьироваться в зависимости от типа присадки и конкретной ситуации.
В некоторых случаях присадки добавляются за 200-300 километров до планового обслуживания и замены масла. Это позволяет им полностью раствориться и начать свое действие к моменту замены. Альтернативный вариант – добавление присадок сразу после замены масла. Таким образом, они сразу начинают работать с новым маслом.
Кроме того, присадки могут применяться в случае возникновения проблем с двигателем, таких как повышенный расход масла или появление сизого дыма из выхлопной трубы. В этих ситуациях присадки могут помочь стабилизировать работу мотора и предотвратить дальнейшее ухудшение его состояния.
После введения присадок их действие, как правило, становится заметным через 300-800 километров пробега. За это время они успевают полностью перемешаться с маслом и начать оказывать свой положительный эффект. Однако следует учитывать, что некоторые присадки могут проявлять свои свойства раньше или позже в зависимости от конкретного состава и условий эксплуатации автомобиля.
Что сделать что бы машина не ела масло?
Повышенный расход моторного масла может быть вызван двумя основными причинами: либо его сгоранием внутри двигателя, либо утечками через уплотнения и сальники. Сгорание масла происходит в случае неэффективной работы маслосъемных колец или забивания дренажных отверстий, через которые смазка должна удаляться из камер сгорания. Утечки могут возникать из-за износа или повреждения сальников валов и других уплотнителей.
Для устранения проблемы масложора существует ряд методов:
1. Добавление специальных присадок, которые восстанавливают и улучшают свойства масла, временно снижая его расход. Однако это лишь временное решение.
2. Обеспечение эффективной вентиляции картерных газов, что позволяет улучшить работу маслосъемных колец и уменьшить количество сгораемого масла.
3. Устранение утечек путем замены изношенных сальников и уплотнителей.
4. Проведение процедуры раскоксовки поршневых колец, удаляющей нагар и восстанавливающей их эффективность.
5. Использование моторного масла, рекомендованного производителем для данной модели двигателя, поскольку оно обладает оптимальными свойствами.
6. Замена маслосъемных колпачков (если они предусмотрены конструкцией), так как изношенные колпачки плохо удерживают масло.
7. При наличии турбонаддува – проведение ремонта или замены турбины, т.к. ее неисправность часто сопровождается повышенным расходом масла.
Стоит понимать, что добавление присадок – это временная мера, которая не решает коренную причину масложора, а лишь маскирует ее на некоторое время.
Чем опасны дополнительные присадки в масле?
Использование дополнительных присадок в моторном масле может быть опасным и нанести серьезный ущерб двигателю, если не соблюдать осторожность. Основная проблема заключается в том, что добавление сторонних присадок может негативно повлиять на состав и свойства самого моторного масла.
Каждый производитель при изготовлении масла добавляет в него специальный пакет присадок, тщательно подобранный для обеспечения необходимых эксплуатационных характеристик. Посторонние добавки могут вступить в реакцию с этими заводскими присадками, нарушив их сбалансированный состав и разрушив их действие.
В результате такого взаимодействия моторное масло может потерять свои смазывающие свойства и превратиться в вязкую тягучую жидкость темного, практически черного цвета. Такое масло не только перестанет эффективно смазывать детали двигателя, но и будет препятствовать их нормальному охлаждению, что чревато перегревом и поломкой мотора.
Кроме того, некоторые присадки могут образовывать твердые отложения, которые способны засорить масляные каналы и жиклеры, обеспечивающие подачу масла к узлам и деталям. Это приведет к нарушению смазки и масляному голоданию двигателя, что неизбежно вызовет его интенсивный износ и преждевременный выход из строя.
Таким образом, использование дополнительных незарекомендованных присадок в моторном масле может оказаться крайне опасным для двигателя и в конечном итоге причинить ему гораздо больший вред, чем та проблема, которую пытались решить с их помощью.