Почему гонит масло через сапун

Почему гонит масло через сапун

Система вентиляции картерных газов играет критическую роль в работе двигателя внутреннего сгорания, обеспечивая отвод побочных продуктов сгорания и предотвращая повышение давления в картере. По статистике, проблемы с этой системой возникают у 15-20% автомобилей старше 5 лет. Одной из наиболее распространенных проблем является выход масла через сапун, что может указывать на серьезные неисправности двигателя. В этой статье мы проведем детальный анализ причин этого явления, его симптомов и эффективных способов устранения проблемы.

Сапун

Что такое сапун и как он работает

Сапун является ключевым элементом системы вентиляции картерных газов двигателя. Его основная функция заключается в отводе избыточного давления из подпоршневого пространства блока цилиндров путем вывода смеси водяных и топливных паров во впускной коллектор. В среднем, через систему вентиляции картерных газов проходит от 20 до 50 литров газов в минуту, в зависимости от объема и состояния двигателя.

Система вентиляции картерных газов обычно состоит из следующих элементов:

  1. Корпус сапуна: изготавливается из прочного пластика или металла и может иметь объем от 100 до 500 мл.
  2. Маслоотделитель (маслоотражатель): эффективность современных маслоотделителей достигает 95-98%.
  3. Один или два патрубка: диаметром от 8 до 20 мм, в зависимости от модели двигателя.
  4. В некоторых моделях (около 60% современных автомобилей) устанавливается клапан, открывающийся при определенном давлении в картере (обычно 0,2-0,4 бар) или разрежении во впуске.

Принцип работы системы заключается в том, что картерные газы, объем которых может достигать 1-2% от рабочего объема двигателя за один оборот коленвала, поступают в камеру сгорания через впуск или карбюратор. При этом содержащееся в них масло (до 1 г на 1000 оборотов двигателя) отделяется и возвращается под клапанную крышку или в картер.

Сапун в системе вентиляции картерных газов
Сапун в системе вентиляции картерных газов

Почему масло может выходить через сапун

Небольшое количество масла в сапуне (до 0,5 мл на 1000 км пробега) считается нормальным явлением. Однако если масло выходит в избыточном количестве (более 5 мл на 1000 км), это может указывать на проблемы с двигателем или системой вентиляции картерных газов.

Основные причины выброса масла через сапун:

  1. Критический износ поршневых колец: Это приводит к прорыву газов из камеры сгорания в подпоршневое пространство. При износе колец более чем на 0,5 мм система вентиляции не справляется с увеличившимся на 30-50% объемом газов.
  2. Износ маслосъемных колпачков: Из-за этого в камеру сгорания может попадать до 50 мл масла на 1000 км, что приводит к забиванию канавок поршневых колец и нарушению работы системы вентиляции. Срок службы маслосъемных колпачков обычно составляет 100 000 — 150 000 км.
  3. Засорение маслоотражателя: Когда маслоотражатель забивается на 70-80%, он не может эффективно отделять масляные частицы от картерных газов. Это может произойти уже после 50 000 — 70 000 км пробега, особенно при использовании некачественного масла.
  4. Забитый патрубок сапуна: Это приводит к увеличению давления в картере до 0,5-0,7 бар (при норме 0,1-0,3 бар) и выбросу масла вместе с картерными газами. Засорение патрубка может произойти уже после 30 000 — 50 000 км пробега.
  5. Неисправность клапана сапуна: Если клапан заклинило, он не может сбрасывать давление при его увеличении свыше допустимых пределов (обычно 0,4-0,5 бар). Это может произойти из-за загрязнения или механического повреждения клапана.
  6. Забитый воздушный фильтр: При засорении фильтра на 50% и более происходит подсос масла из системы вентиляции картерных газов. Воздушный фильтр рекомендуется менять каждые 15 000 — 30 000 км, в зависимости от условий эксплуатации.
  7. Превышение уровня масла: При превышении уровня масла на 10-15 мм выше максимальной отметки, избыток масла (до 1 литра) вместе с газами попадает в сапун, и маслоотделитель не справляется с их отводом.
Масло в впускном коллекторе попавшее через сапун
Масло в впускном коллекторе попавшее через сапун

Симптомы неисправности системы вентиляции картера

Чтобы вовремя заметить проблему и предотвратить серьезные повреждения двигателя, важно знать основные симптомы неисправности системы вентиляции картера:

  1. Запах горелого масла в салоне автомобиля при работе двигателя, особенно заметный при температуре двигателя выше 90°C.
  2. Повышенный расход топлива (на 5-15%) и масла (более 0,5 литра на 1000 км).
  3. Следы масла на корпусе и патрубке сапуна снаружи или вблизи них, часто заметные уже после 500-1000 км после появления проблемы.
  4. Дым из маслозаливной горловины при откручивании крышки, особенно интенсивный на холостых оборотах.
  5. Засорение жиклеров карбюратора, замасливание корпуса воздушного фильтра, дроссельного узла и внутренностей впускного коллектора. Это может привести к падению мощности двигателя на 10-20%.
  6. Выдавливание масла через прокладки, сальники, отверстие щупа. В тяжелых случаях может выдавливаться до 100-200 мл масла за 1000 км.
Маслоуловитель забитый шламом
Маслоуловитель забитый шламом

Диагностика и устранение проблемы

При обнаружении признаков выброса масла через сапун необходимо провести тщательную диагностику и устранить причину проблемы. Вот подробный план действий:

  1. Проверка воздушного фильтра: Осмотрите и при необходимости замените забившийся фильтрующий элемент. Если фильтр загрязнен более чем на 70%, его необходимо заменить. Очистите замасленные узлы специальным очистителем. Процедура занимает около 15-30 минут.
  2. Проверка уровня масла: Убедитесь, что уровень масла не превышает максимальную отметку на щупе более чем на 5 мм. При необходимости откачайте лишнее масло. Эта процедура занимает около 10-15 минут.
  3. Осмотр системы вентиляции картера: Проверьте патрубки на наличие трещин и засоров, осмотрите маслоотделитель на наличие сгустков масла. Проверьте работоспособность клапана PVC (если он есть). Очистите загрязненные элементы или замените их при необходимости. На эту процедуру может уйти от 30 минут до 2 часов, в зависимости от сложности доступа к элементам системы.
  4. Диагностика состояния двигателя:
    • Осмотрите свечи зажигания. Наличие черного глянцевого налета указывает на избыток масла в камере сгорания. Нормальный цвет электродов свечей — светло-коричневый или серый.
    • Измерьте компрессию в цилиндрах. Нормальные значения: для дизеля 24–30 атм, для инжекторного двигателя 12–14 атм, для карбюраторного не менее 10 атм. Разброс между цилиндрами не должен превышать 1 бар. Если компрессия ниже нормы на 20% и более, это указывает на серьезные проблемы с двигателем.
    • Если компрессия в норме, но есть следы замасливания в камере, проверьте маслосъемные колпачки. Их износ может привести к попаданию до 50 мл масла на 1000 км в камеру сгорания.

    Полная диагностика состояния двигателя может занять от 1 до 3 часов.

  5. Чистка сапуна: Если обнаружено загрязнение сапуна, его необходимо очистить. Для этого отсоедините патрубок, демонтируйте корпус с двигателя, разберите его, извлеките маслоотделитель и клапан (если есть). Промойте все детали бензином, керосином или соляркой, удалив масляные отложения. После просушки соберите сапун в обратном порядке. Эта процедура обычно занимает 1-2 часа.

Вытекание масла через сапун — это серьезная проблема, которая может указывать на значительный износ двигателя или неисправность системы вентиляции картерных газов. По статистике, около 30% случаев выброса масла через сапун связаны с износом поршневых колец, 25% — с проблемами маслосъемных колпачков, 20% — с засорением элементов системы вентиляции, а остальные 25% приходятся на другие причины.

Своевременная диагностика и устранение причин помогут предотвратить более серьезные повреждения и продлить срок службы двигателя. Регулярное техническое обслуживание, включающее проверку и очистку системы вентиляции картерных газов каждые 30 000 — 50 000 км, может снизить риск возникновения проблем на 70-80%.

Если вы не уверены в своих силах или проблема не устраняется после проведения описанных выше мероприятий, обратитесь к квалифицированному специалисту для более детальной диагностики и ремонта. Помните, что стоимость профессионального ремонта в начальной стадии проблемы может быть в 3-5 раз ниже, чем при запущенном состоянии двигателя.

Ссылка на основную публикацию