Клапан PCV: устройство, принцип работы, диагностика и обслуживание

Клапан PCV: устройство, принцип работы, диагностика и обслуживание

Клапан PCV (Positive Crankcase Ventilation) или клапан вентиляции картерных газов (КВКГ) — это важный элемент системы вентиляции картера двигателя, который предназначен для контроля и управления количеством картерных газов, поступающих обратно во впускной коллектор. Эффективная работа этого клапана помогает оптимизировать состав топливовоздушной смеси и предотвратить нежелательные последствия, такие как перерасход топлива и нестабильная работа двигателя.

Поломка

Где находится клапан PCV и каково его назначение?

Расположение клапана PCV зависит от конструкции конкретного двигателя и марки автомобиля. В большинстве случаев клапан устанавливается в крышке клапанов двигателя или в отдельном корпусе, совмещенном с маслоотделителем. На автомобилях марок BMW и Volkswagen часто используется конструкция, в которой клапан размещен в отдельном корпусе рядом с клапанной крышкой.

Основная функция клапана PCV — это регулирование объема картерных газов, поступающих во впускной коллектор двигателя. Это способствует поддержанию оптимального соотношения воздуха и топлива, предотвращает возгорание картерных газов и улучшает общую эффективность работы двигателя.

Где находится клапан вентиляции картерных газов на VW Golf  4
Где находится клапан вентиляции картерных газов на VW Golf 4

Устройство и принцип работы клапана PCV

Клапан PCV представляет собой перепускной клапан, который состоит из корпуса с двумя патрубками и подвижным рабочим элементом, таким как мембрана или плунжер. В зависимости от режима работы двигателя и давления, создаваемого картерными газами, клапан открывается или закрывается, регулируя таким образом количество газов, поступающих во впускной коллектор.

Принцип работы клапана PCV основан на изменении давления внутри картера двигателя:

  • Двигатель не запущен: клапан закрыт, картерные газы не поступают во впускной коллектор.
  • Холостой ход или замедление: клапан приоткрыт, небольшое количество картерных газов поступает в коллектор.
  • Равномерное движение на средних оборотах: клапан нормально открыт, обеспечивая стабильный поток картерных газов.
  • Разгон и повышенные обороты: клапан полностью открыт, обеспечивая максимальный отвод картерных газов.
Где стоит клапан pcv в Audi F4 2.0
Где стоит клапан pcv в Audi F4 2.0

Признаки и причины неисправности клапана PCV

Несмотря на простую конструкцию, клапан PCV подвержен различным неисправностям, которые могут негативно влиять на работу двигателя. Наиболее распространенные признаки неисправности клапана включают:

  • Вибрация двигателя и нестабильная работа на холостых оборотах.
  • Посторонние шумы, такие как шипение, из впускного коллектора.
  • Провалы в тяге при определенных оборотах двигателя.
  • Увеличение расхода масла и топлива.

Основные причины неисправности клапана PCV могут включать механические повреждения корпуса, износ уплотнительных элементов, загрязнение рабочей зоны клапана или производственные дефекты. Заклинивание клапана в открытом или закрытом положении приводит к неправильной работе системы вентиляции картера, что может вызывать бедную или богатую смесь и ошибки в системе управления двигателем (например, ошибки P0171 или P0172).

Расположение КВКГ на Toyota Avensis 2.0
Расположение КВКГ на Toyota Avensis 2.0

Как проверить клапан PCV

Проверка клапана PCV может проводиться двумя способами: физическим и программным.

  1. Физическая проверка:
    • Демонтируйте клапан из клапанной крышки двигателя.
    • Продуйте клапан ртом. Если воздух свободно проходит через клапан с одной стороны, это указывает на его неисправность.
    • Плотно закройте входное отверстие клапана пальцем и запустите двигатель. Исправный клапан создаст разрежение, которое ощущается как «прилипание» пальца к отверстию.
  2. Программная проверка:
    • Подключите диагностический сканер или адаптер OBD II к автомобилю и запустите соответствующее диагностическое приложение.
    • Снимите показания положения дроссельной заслонки на холостом ходу.
    • Закройте входное отверстие клапана и проверьте изменения в показаниях. Исправный клапан приведет к изменению положения заслонки.

Обслуживание клапана PCV

Регулярное обслуживание клапана PCV включает его очистку каждые 20,000–30,000 км пробега. Для чистки можно использовать очистители карбюратора, тормозов, аэрозоли типа WD-40 или дизельное топливо. Забитый клапан или шланги системы вентиляции картера могут привести к повышенному давлению в картере, что, в свою очередь, может вызвать утечки масла через прокладки и сальники.

При необходимости замены или диагностики системы рекомендуется проконсультироваться с опытным механиком или использовать профессиональное диагностическое оборудование.

Клапан PCV играет важную роль в поддержании оптимальной работы двигателя, предотвращая нежелательные отложения и контролируя количество картерных газов. Регулярная проверка и обслуживание клапана могут продлить срок службы двигателя и предотвратить серьезные неисправности.

Устройство клапана ВКГ в VW Polo
Устройство клапана ВКГ в VW Polo
Ссылка на основную публикацию