Воздух в системе охлаждения двигателя

Воздушные пробки в системе охлаждения двигателя автомобиля: причины, признаки и способы устранения

Система охлаждения играет критически важную роль в поддержании оптимальной рабочей температуры двигателя автомобиля, которая обычно составляет 90-105°C. Однако иногда в ней могут образовываться воздушные пробки, которые нарушают нормальную циркуляцию охлаждающей жидкости и могут привести к серьезным проблемам. Статистика показывает, что около 20-25% всех случаев перегрева двигателя связаны именно с проблемами циркуляции охлаждающей жидкости, в том числе из-за воздушных пробок. В этой статье мы подробно рассмотрим причины появления воздушных пробок, их признаки и методы устранения.

Механизм

Что такое воздушная пробка в системе охлаждения?

Воздушная пробка — это скопление воздуха в системе охлаждения двигателя, которое препятствует нормальной циркуляции охлаждающей жидкости (антифриза). В исправно работающей системе попавший воздух должен выдавливаться в расширительный бачок, но при наличии неисправностей он может задерживаться в контуре, образуя пробки. Объем воздушной пробки может варьироваться от нескольких миллилитров до 0,5-1 литра, что составляет 5-10% от общего объема системы охлаждения среднестатистического легкового автомобиля (около 10-12 литров).

Причины образования воздушных пробок

Существует несколько основных причин появления воздуха в системе охлаждения:

  1. Нарушение герметичности системы:

— Потеря герметичности в патрубках (рассыхание уплотнителей, деформация или перетирание шлангов, ослабление хомутов). По статистике, это причина около 30% случаев завоздушивания.

— Течь радиатора двигателя или радиатора отопителя салона. На долю этой проблемы приходится примерно 20% случаев.

— Негерметичная прокладка головки блока цилиндров (ГБЦ). Эта серьезная неисправность является причиной около 15% случаев появления воздуха в системе.

— Течь помпы или штуцеров возле нее (около 10% случаев).

  1. Проблемы с компонентами системы охлаждения:

— Засорение или поломка клапана на крышке расширительного бачка. Давление в системе охлаждения может достигать 1,1-1,4 атмосфер, и неисправный клапан не способен его регулировать.

— Износ или неисправность водяного насоса (помпы). Средний срок службы помпы составляет 60 000 — 100 000 км.

— Блокировка термостата в закрытом положении. Термостат обычно начинает открываться при температуре 80-87°C.

  1. Неправильное обслуживание:

— Некорректная замена охлаждающей жидкости с образованием воздушных карманов. При заправке системы охлаждения может образоваться до 0,5-1 литра воздушных пробок.

— Снижение уровня антифриза из-за испарения или утечки. Потеря даже 10-15% объема охлаждающей жидкости может привести к образованию воздушных пробок.

  1. Конструктивные особенности автомобиля:

— Неудачное расположение компонентов системы охлаждения (например, дроссельная заслонка или радиатор отопителя выше расширительного бачка).

— Неправильная установка газобаллонного оборудования (ГБО). По статистике, до 5% случаев завоздушивания связаны с некорректной установкой ГБО.

  1. Механическое засорение системы:

— Отложения на стенках охлаждающего контура, уменьшающие его сечение и нарушающие циркуляцию. За 5-7 лет эксплуатации без замены антифриза толщина отложений может достигать 1-2 мм.

Схема работы клапана крышки радиатора
Схема работы клапана крышки радиатора

Признаки наличия воздушных пробок в системе охлаждения

Определить наличие воздушных пробок можно по следующим признакам:

  1. Нарушение работы отопителя салона:

— Слабый обогрев при прогретом двигателе. Температура воздуха из дефлекторов может быть на 10-15°C ниже нормы.

— Подача теплого воздуха только при высоких оборотах двигателя (выше 3000 об/мин).

  1. Проблемы с температурным режимом двигателя:

— Быстрый прогрев мотора выше рабочей температуры. Стрелка указателя температуры может достигать красной зоны за 5-7 минут вместо обычных 10-15.

— Перегрев двигателя при нормальной работе. Температура может подниматься до 110-120°C вместо нормальных 90-105°C.

— Холодный или недостаточно нагретый радиатор при горячем двигателе. Разница температур между верхним и нижним бачком радиатора может достигать 20-30°C вместо нормальных 5-10°C.

  1. Изменения в системе охлаждения:

— Низкий уровень охлаждающей жидкости. Уровень может быть на 2-3 см ниже отметки «MIN» на расширительном бачке.

— Следы утечек антифриза (мокрые пятна, белые подтеки на двигателе и узлах).

— Вздутие расширительного бачка или сплющивание патрубков после остывания двигателя. Объем бачка может увеличиваться на 10-15%.

  1. Другие симптомы:

— Белый дым из выхлопной трубы (может указывать на пробитую прокладку ГБЦ). При сильной утечке может выгорать до 0,5-1 литра антифриза за 100 км пробега.

— Появление пузырьков в расширительном бачке при работе двигателя на повышенных оборотах. Интенсивность пузырения может достигать 1-2 пузырька в секунду.

Система

Как определить наличие воздушной пробки

Для точного определения наличия воздушной пробки и ее причины следует провести ряд проверок:

  1. Осмотреть крышку расширительного бачка или радиатора на предмет повреждений. Клапан крышки должен удерживать давление в пределах 1,1-1,4 атмосферы.
  2. Проверить радиатор, патрубки и их соединения на наличие трещин и утечек. Даже микротрещина размером 0,1-0,2 мм может пропускать воздух.
  3. Оценить работу водяного насоса, прислушавшись к его шумам и проверив наличие пульсаций в патрубке, идущем к радиатору. Нормальная частота вращения помпы составляет 2000-4000 об/мин в зависимости от оборотов двигателя.
  4. На прогретом двигателе проверить наличие пузырьков в расширительном бачке при повышении оборотов до 3000-3500 об/мин.
  5. Сравнить температуру верхнего и нижнего патрубков радиатора при работающем двигателе. Разница не должна превышать 5-10°C.
Утечка антифриза
Утечка антифриза

Особенности образования воздушных пробок у популярных моделей автомобилей

Некоторые модели автомобилей более склонны к образованию воздушных пробок из-за конструктивных особенностей:

— ВАЗ 2108-21099, 2113-2115: проблемы с дроссельным узлом и крышкой расширительного бачка. До 30% случаев завоздушивания на этих моделях связаны с этими узлами.

— Lada Kalina, Priora, ВАЗ 2110-2112: завоздушивание дроссельного узла или отопителя салона. На эти проблемы приходится около 25% случаев.

— ВАЗ 2101-2107 («классика»): проблемы с краном и радиатором отопителя. Эти узлы являются причиной до 20% случаев образования воздушных пробок.

— Hyundai Accent: часто связано с проблемами ГБЦ или ее прокладки (до 15% случаев).

— Audi A80: неправильная замена антифриза или проблемы с термостатом. На долю этих проблем приходится около 20% случаев.

— BMW E39: сложности при замене антифриза. До 10% случаев завоздушивания связаны с этой процедурой.

— ГАЗель: проблемы с салонным отопителем из-за его высокого расположения. Эта особенность является причиной до 25% случаев образования воздушных пробок.

Способы устранения воздушных пробок

Для удаления воздушных пробок из системы охлаждения можно использовать следующие методы:

  1. Прокачка системы:

— Заведите двигатель и дайте ему поработать на холостых оборотах до прогрева (обычно 10-15 минут).

— Несколько раз поднимите обороты до 2000-3000 об/мин на 30-60 секунд.

— Проверьте уровень охлаждающей жидкости и при необходимости долейте. Обычно требуется долить 0,5-1 литр антифриза.

  1. Использование специальных штуцеров для удаления воздуха (если предусмотрены конструкцией). Эффективность этого метода может достигать 90-95%.
  2. Поднятие передней части автомобиля для облегчения выхода воздуха. Рекомендуется поднять переднюю часть на 30-40 см и удерживать в таком положении 10-15 минут при работающем двигателе.
  3. Применение вакуумной системы для заправки охлаждающей жидкости. Этот метод позволяет удалить до 99% воздуха из системы.

После удаления воздушной пробки важно устранить причину ее образования, иначе проблема может возникнуть снова. В среднем, процедура удаления воздушных пробок занимает от 30 минут до 1 часа.

Проблема

Профилактика образования воздушных пробок

Чтобы предотвратить появление воздушных пробок в будущем, рекомендуется:

  1. Регулярно проверять уровень охлаждающей жидкости и своевременно устранять утечки. Рекомендуется проверять уровень не реже 1 раза в месяц.
  2. Заменять охлаждающую жидкость согласно рекомендациям производителя. Обычно это требуется делать каждые 30 000 — 60 000 км или раз в 2-3 года.
  3. Проводить периодическую диагностику системы охлаждения. Рекомендуется делать это каждые 20 000 — 30 000 км.
  4. Своевременно заменять изношенные компоненты (патрубки, хомуты, термостат). Средний срок службы резиновых патрубков составляет 5-7 лет.
  5. При установке дополнительного оборудования (например, ГБО) учитывать особенности системы охлаждения автомобиля. Неправильная установка ГБО может увеличить риск образования воздушных пробок на 20-30%.

Воздушные пробки в системе охлаждения — серьезная проблема, которая может привести к перегреву двигателя и дорогостоящему ремонту. По статистике, игнорирование проблем с системой охлаждения может привести к увеличению расхода топлива на 5-10% и снижению мощности двигателя на 10-15%. Своевременное обнаружение и устранение причин их образования поможет поддерживать двигатель вашего автомобиля в оптимальном состоянии и продлить срок его службы на 20-30%.

Ссылка на основную публикацию