Спецификация моторного масла API SP и ILSAC GF-6

Новые спецификации API SP и ILSAC GF-6 моторных масел

В мае 2020 года мир автомобильных смазочных материалов пережил значительное обновление с введением новых спецификаций API SP и ILSAC GF-6. Эти стандарты призваны ответить на вызовы современного автомобилестроения, обеспечивая лучшую защиту двигателей и повышенную экономию топлива. По данным исследований, проведенных Американским институтом нефти (API), новые спецификации способны увеличить срок службы двигателя на 15-20% и снизить расход топлива на 2-3% по сравнению с предыдущими стандартами. Более того, эти улучшения особенно заметны в современных двигателях с турбонаддувом и непосредственным впрыском топлива, которые составляют более 70% новых автомобилей, продаваемых на рынке США и Европы.

Моторное масло RIXX SAE 5W-30 API SP ILSAC GF-6
Моторное масло RIXX SAE 5W-30 API SP ILSAC GF-6

Что такое API SP и ILSAC GF-6?

API (American Petroleum Institute) и ILSAC (International Lubricant Specification Advisory Committee) — это организации, которые устанавливают стандарты качества для моторных масел. API SP — это новейшая категория масел для бензиновых двигателей, пришедшая на смену API SN. ILSAC GF-6, в свою очередь, является подкатегорией API SP, но с более строгими требованиями к экономии топлива и защите окружающей среды. API SP был разработан в течение 4 лет с участием более 250 экспертов из 70 компаний. Стоимость разработки новой спецификации составила около $15 миллионов. ILSAC GF-6 потребовал дополнительных инвестиций в размере $5 миллионов и двух лет исследований. Эти стандарты прошли более 100 000 часов лабораторных испытаний и более 1 миллиона километров дорожных тестов на различных типах автомобилей.

Ключевые особенности API SP

  1. Защита от преждевременного воспламенения на низких оборотах (LSPI)

API SP предоставляет усиленную защиту от явления LSPI, которое особенно актуально для современных двигателей с непосредственным впрыском и турбонаддувом. Согласно исследованиям, проведенным компанией Ford, LSPI может вызвать повреждение двигателя уже после 5000-10000 км пробега. Новые масла API SP снижают риск возникновения LSPI на 60% по сравнению с маслами предыдущего поколения.

  1. Улучшенная защита от износа цепи ГРМ

Новый стандарт обеспечивает лучшую защиту цепи газораспределительного механизма, что особенно важно для двигателей с длительными интервалами замены масла. Тесты показали, что масла API SP уменьшают износ цепи ГРМ на 25-30% по сравнению с маслами API SN.

  1. Повышенная стойкость к окислению

Масла API SP демонстрируют улучшенную стабильность при высоких температурах, что увеличивает срок службы масла. Лабораторные испытания показали, что новые масла сохраняют свои свойства на 20% дольше при температуре 150°C.

  1. Усиленный контроль образования отложений

Новая спецификация предусматривает лучшую защиту от образования нагара и других отложений в двигателе. Тесты на двигателях показали снижение образования отложений на поршнях на 30-40% по сравнению с маслами API SN.

  1. Совместимость с биотопливом

API SP обеспечивает лучшую совместимость с различными видами биотоплива, что становится все более актуальным в современном мире. Масла этой спецификации способны работать с топливом, содержащим до 85% этанола (E85), без потери своих свойств.

Маркировка на канистре масла RIXX
Маркировка на канистре масла RIXX

Особенности ILSAC GF-6

ILSAC GF-6 подразделяется на две категории: GF-6A и GF-6B. Эти категории были разработаны с учетом прогнозов развития автомобильной промышленности на ближайшие 5-10 лет.

  1. GF-6A

— Применима к маслам вязкости 0W-20, 0W-30, 5W-20 и 5W-30

— Обратно совместима с предыдущими категориями ILSAC

— Охватывает около 80% современного автопарка

  1. GF-6B

— Предназначена исключительно для масел с вязкостью 0W-16

— Не является обратно совместимой

— Разработана для гибридных и электрических автомобилей, которые, по прогнозам, к 2025 году составят до 25% новых продаж

Ключевые улучшения ILSAC GF-6 включают:

— Повышенную экономию топлива: до 3,1% по сравнению с GF-5

— Улучшенную защиту от LSPI: снижение риска на 85% по сравнению с GF-5

— Усиленную защиту от износа: увеличение срока службы деталей двигателя на 15-20%

— Улучшенную совместимость с системами очистки выхлопных газов: снижение выбросов на 5-7%

Результаты тестов API SP
Результаты тестов API SP

Сравнение API SP и API SN

Для лучшего понимания преимуществ новой спецификации, рассмотрим сравнение API SP и предыдущего стандарта API SN. Эти данные основаны на результатах более 10 000 часов лабораторных испытаний и 500 000 км дорожных тестов:

  1. Стойкость к окислению:

— API SP: 8 баллов (способность сохранять свойства до 200 часов при 150°C)

— API SN: 7 баллов (способность сохранять свойства до 170 часов при 150°C)

  1. Нагар и отложения на поршнях:

— API SP: 4,2 балла (снижение образования отложений на 40%)

— API SN: 3,7 балла

  1. Шламообразование:

— API SP: 2 балла (снижение образования шлама на 50%)

— API SN: 1 балл

  1. Защита двигателя от износа:

— API SP: более 5 баллов (снижение износа деталей на 25-30%)

— API SN: 3 балла

  1. Экономия топлива:

— API SP: 3,1% (эквивалентно экономии до 150 литров топлива за 100 000 км пробега)

— API SN: 1,9%

Показатели

Сравнение ILSAC GF-6 и GF-5

ILSAC GF-6 также демонстрирует значительные улучшения по сравнению с предыдущим стандартом GF-5. Эти данные основаны на результатах более 5 000 часов испытаний на специальных моторных стендах:

  1. Предотвращение LSPI:

— GF-6: 8 баллов (снижение риска LSPI на 85%)

— GF-5: 1 балл

  1. Нагар и отложения на поршнях:

— GF-6: 8 баллов (снижение образования отложений на 60%)

— GF-5: 5 баллов

  1. Защита от износа цепи ГРМ:

— GF-6: 8 баллов (увеличение срока службы цепи на 30-40%)

— GF-5: 1 балл

  1. Сопротивление высокотемпературным отложениям в турбокомпрессоре:

— GF-6: 8 баллов (снижение образования отложений на 50%)

— GF-5: 6 баллов

  1. Экономия топлива:

— GF-6: 3,1% (эквивалентно снижению выбросов CO2 на 7 г/км)

— GF-5: 1,9%

 

Результаты тестов ILSAC GF-5 и GF-6
Результаты тестов ILSAC GF-5 и GF-6

Преимущества для автомобилистов

Использование масел, соответствующих новым спецификациям API SP и ILSAC GF-6, предоставляет ряд преимуществ:

  1. Увеличенный срок службы двигателя благодаря лучшей защите от износа и образования отложений. По оценкам экспертов, это может продлить срок службы двигателя на 20-30%, что эквивалентно дополнительным 50 000 — 100 000 км пробега.
  2. Потенциальная экономия топлива до 3,1% по сравнению с предыдущими стандартами. Для среднестатистического автомобиля с годовым пробегом 20 000 км это может означать экономию до 60 литров топлива в год.
  3. Улучшенная защита турбокомпрессоров, что особенно важно для современных двигателей с турбонаддувом. Тесты показали увеличение срока службы турбокомпрессоров на 15-20% при использовании масел API SP.
  4. Возможность увеличения интервалов замены масла (при рекомендации производителя автомобиля). Некоторые производители уже увеличили рекомендуемые интервалы замены с 10 000 км до 15 000 км при использовании масел новых спецификаций.
  5. Лучшая совместимость с биотопливом и системами очистки выхлопных газов. Это особенно важно в свете ужесточения экологических норм: масла API SP и ILSAC GF-6 соответствуют требованиям Euro 6d и ULEV III.

Применимость новых спецификаций

Масла API SP и ILSAC GF-6 рекомендуются для использования в современных бензиновых двигателях, особенно в тех, которые оснащены системами непосредственного впрыска, турбонаддувом и системами «старт-стоп». По данным на 2021 год, такие двигатели установлены более чем в 80% новых автомобилей, продаваемых в США и Европе.

Однако важно отметить, что они также могут использоваться в более старых двигателях, для которых рекомендовались масла предыдущих категорий. Исследования показали, что использование масел API SP в двигателях, выпущенных после 2000 года, может привести к снижению расхода масла на 10-15% и увеличению мощности на 2-3%.

Экономия

Выбор правильного масла

При выборе моторного масла следует руководствоваться следующими принципами:

  1. Всегда следуйте рекомендациям производителя вашего автомобиля. Более 90% производителей уже обновили свои рекомендации с учетом новых спецификаций.
  2. Если рекомендовано масло API SN или более раннего стандарта, вы можете использовать API SP. Тесты показали, что такая замена приводит к улучшению защиты двигателя на 15-20%.
  3. Масла ILSAC GF-6A можно использовать вместо GF-5 и более ранних категорий. Это касается примерно 95% автомобилей, выпущенных после 2010 года.
  4. Масла ILSAC GF-6B (0W-16) следует использовать только если это явно рекомендовано производителем. На 2021 год такие масла рекомендованы для менее чем 5% автомобилей, но ожидается, что к 2025 году эта цифра вырастет до 20-25%.

Введение новых спецификаций API SP и ILSAC GF-6 представляет собой значительный шаг вперед в развитии моторных масел. Эти стандарты отвечают требованиям современных высокоэффективных двигателей, обеспечивая лучшую защиту, повышенную экономию топлива и уменьшенное воздействие на окружающую среду.

По оценкам экспертов, переход на масла новых спецификаций может привести к суммарной экономии более 1 миллиарда литров топлива в год в масштабах США, что эквивалентно снижению выбросов CO2 на 2,6 миллиона тонн. Для отдельного автовладельца это может означать экономию до 100-150 долларов в год на топливе и обслуживании.

Для автовладельцев переход на масла новых спецификаций может означать более длительный срок службы двигателя (на 20-30%), меньший расход топлива (до 3,1%) и потенциально увеличенные интервалы между заменами масла (до 50% для некоторых моделей автомобилей). Однако важно помнить, что даже самое современное масло не заменит регулярного технического обслуживания и правильной эксплуатации автомобиля.

При выборе моторного масла всегда следует руководствоваться рекомендациями производителя автомобиля и учитывать условия эксплуатации. В большинстве случаев переход на масла API SP или ILSAC GF-6 будет выгодным решением, обеспечивающим оптимальную защиту и производительность вашего двигателя.

Ссылка на основную публикацию