Проверка датчиков давления и температуры автомобильного кондиционера

Проверка датчиков давления и температуры автомобильного кондиционера

Система кондиционирования в современном автомобиле — сложный механизм, работа которого зависит от множества компонентов. Ключевую роль в обеспечении корректной и безопасной работы кондиционера играют датчики давления и температуры. Их неисправность может привести к некорректной работе всей системы или даже к ее полному отказу. По статистике, около 20-25% неисправностей автомобильных кондиционеров связаны именно с проблемами датчиков. В этой статье мы подробно рассмотрим, как проверить датчики давления и температуры автомобильного кондиционера, какие существуют типы датчиков, и как определить их неисправность.

Осцилограф

Роль датчиков в системе кондиционирования

Датчики давления и температуры выполняют несколько важных функций:

1. Контроль давления фреона для предотвращения повреждения компрессора и других компонентов системы. Обычно рабочее давление в системе кондиционирования составляет от 1 до 20 бар.
2. Регулировка производительности системы в зависимости от температуры и нагрузки. Современные системы могут изменять мощность компрессора на 30-50% в зависимости от показаний датчиков.
3. Предотвращение обмерзания испарителя. Температура испарителя не должна опускаться ниже 0°C, чтобы избежать образования льда.
4. Обеспечение оптимального режима работы кондиционера в различных условиях. Датчики позволяют системе адаптироваться к изменениям температуры окружающей среды в диапазоне от -20°C до +45°C.

Признаки неисправности датчиков

Прежде чем приступить к проверке датчиков, важно знать симптомы их неисправности. В среднем, датчики кондиционера служат от 5 до 8 лет, но могут выйти из строя и раньше из-за экстремальных условий эксплуатации или производственного брака.

Датчик низкого давления:
— Кондиционер не включается, хотя индикатор на панели управления горит. Это происходит, когда датчик фиксирует давление ниже 1,2 бар.
— Частые включения и выключения компрессора и вентилятора конденсатора. Циклы могут повторяться каждые 10-30 секунд.
— Работает только вентилятор, компрессор не включается. Это характерно для систем с четырехконтактными датчиками.

Датчик высокого давления:
— Внезапное отключение компрессора во время работы. Обычно это происходит при фиксации датчиком давления выше 20-25 бар.

Датчик температуры испарителя:
— Образование капель воды или льда в воздуховодах. Это может происходить, если датчик не фиксирует снижение температуры испарителя ниже +2°C.
— Обмерзание магистрали низкого давления. Трубка может покрываться инеем на длину до 30-50 см от испарителя.
— Кондиционер работает только в одном режиме. Система может «застрять» на максимальной или минимальной мощности.

 

Двухконтактный датчик давления фреона
Двухконтактный датчик давления фреона

Типы датчиков и методы их проверки

Двухконтактный датчик давления

Этот тип датчика часто встречается в автомобилях до 2004 года выпуска, например, в Mitsubishi Lancer. Он работает по принципу простого переключателя, размыкая цепь при падении давления ниже 1,2 бар или превышении 20 бар.

Метод проверки:
1. Заведите двигатель и включите кондиционер.
2. Отсоедините разъем от датчика.
3. Проверьте наличие сигнала между контактами с помощью мультиметра в режиме прозвонки. Сопротивление исправного датчика должно быть близко к 0 Ом при нормальном давлении.
4. При отсутствии сигнала замкните контакты разъема. Если компрессор включится, датчик неисправен.

Трехконтактный датчик давления линейного типа

Этот тип датчика можно встретить в таких моделях, как Hyundai Solaris, Creta, KIA Rio. Он обеспечивает более точный контроль давления, выдавая аналоговый сигнал в диапазоне от 0 до 5 вольт.

Метод проверки:
1. Подключите мультиметр в режиме вольтметра к центральному контакту и массе.
2. Включите зажигание и запустите кондиционер.
3. Исправный датчик должен показывать напряжение около 1,2 В при включении зажигания и 1,5-2 В при работе кондиционера. Изменение давления на 1 бар обычно соответствует изменению напряжения на 0,1-0,2 В.

Трехконтактный датчик давления с ШИМ-сигналом

Такие датчики используются в автомобилях концерна VAG, например, VW Polo, Skoda Octavia. Они передают информацию о давлении в виде широтно-импульсного модулированного сигнала с частотой около 120-150 Гц.

Метод проверки:
Для проверки этого типа датчика необходим осциллограф или диагностический сканер. Отсутствие сигнала однозначно указывает на неисправность. Скважность ШИМ-сигнала обычно меняется от 5% до 95% в зависимости от давления в системе.

Четырехконтактный датчик давления

Этот тип датчика можно встретить в автомобилях LADA Kalina, Granta, Priora, Great Wall Hover. Он объединяет функции датчиков низкого и высокого давления, имея две пары контактов для управления компрессором и вентилятором конденсатора.

Метод проверки:
1. Отсоедините разъем датчика.
2. Замкните противоположные контакты. Обычно это контакты 1-3 и 2-4.
3. Если при этом кондиционер заработает, датчик неисправен. Нормальное сопротивление между контактами при рабочем давлении должно быть близко к 0 Ом.

Датчик температуры испарителя

Этот датчик обычно представляет собой термистор с отрицательным температурным коэффициентом (NTC). Его сопротивление уменьшается с ростом температуры.

Метод проверки:
1. Отсоедините разъем датчика.
2. Измерьте сопротивление на выводах с помощью мультиметра в режиме омметра.
3. Сопротивление должно быть в диапазоне 1-50 кОм и меняться в зависимости от температуры. Например, при 0°C сопротивление может составлять около 30 кОм, а при 25°C — около 10 кОм.

Проверка датчиков на стенде

Для более точной диагностики можно проверить датчики на самодельном стенде. Это позволяет имитировать различные условия работы и проверить датчик во всем диапазоне давлений.

1. Подключите к датчику шланг от компрессора. Используйте шланг, рассчитанный на давление не менее 30 бар.
2. Создайте давление около 2 атмосфер (2 бар). Это соответствует нормальному рабочему давлению в системе кондиционирования.
3. Проверьте срабатывание контактов мультиметром. Для двух- и четырехконтактных датчиков контакты должны замкнуться.
4. Для трехконтактных датчиков подайте питание (обычно 5В или 12В) и измерьте выходной сигнал. Он должен быть около 1-1,2В до создания давления и 1,5-2В после.
5. Постепенно увеличивайте давление до 20-25 бар, наблюдая за изменением сигнала или состоянием контактов.

Использование обманок

В некоторых случаях для диагностики или временного решения проблемы используют так называемые «обманки». Однако их применение связано с риском и не рекомендуется как постоянное решение. Обманки могут использоваться только если давление хладагента в норме и нет других неисправностей.

Для двухконтактного датчика обманка представляет собой простую перемычку. Для трехконтактного линейного датчика используется резистивный делитель напряжения с резисторами около 1 кОм. Для четырехконтактного датчика замыкаются противоположные контакты.

Важно: Использование обманки может привести к повреждению компрессора, если в системе нет фреона или есть другие неисправности. Компрессор может выйти из строя в течение 15-30 минут работы без хладагента.

Проверка датчиков давления и температуры кондиционера — важная часть диагностики и обслуживания системы кондиционирования автомобиля. Правильная диагностика позволяет своевременно выявить неисправности и предотвратить более серьезные поломки. По статистике, своевременная замена неисправного датчика может сэкономить от 5000 до 15000 рублей на ремонте компрессора или других компонентов системы. Однако, если вы не уверены в своих навыках, лучше обратиться к профессионалам для проведения диагностики и ремонта.

Регулярное обслуживание системы кондиционирования, включая проверку датчиков, поможет поддерживать ее в рабочем состоянии и обеспечит комфортную температуру в салоне вашего автомобиля в любое время года. Рекомендуется проводить полную диагностику системы кондиционирования каждые 2 года или каждые 30 000 км пробега, в зависимости от того, что наступит раньше. Это позволит выявить до 90% потенциальных проблем на ранней стадии и значительно продлить срок службы системы кондиционирования.

Ссылка на основную публикацию