Прогноз: композиты в авиации общего назначения в 2011 — 2020 годах

По мере выхода сегмента общей авиации из грозовых облаков, для производителей отрасли и поставщиков композитных материалов наступают ясные деньки… правда, с переменной облачностью и возможными осадками.

Почти 4 года назад был опубликован десятилетний прогноз спроса на композитные материалы и их производство для авиации общего назначения. Он предсказывал относительно устойчивый рост спроса на такого рода самолеты. В то же время стартовали новые программы применения композитов. В том прогнозе было учтено все. Все, не считая краха мировой экономики.

События последних четырех лет потребовали от всех производителей самолетов незамедлительных действий, чтобы обезопасить свой бизнес. Сегодня экономическая ситуация улучшается, а промышленность восстанавливается: значит, спрос на композитные материалы будет расти (солнечные новости). К сожалению, количество красивых, но обреченных проектов тоже увеличится (грозовые облака на горизонте). Плюс, нельзя не учитывать реальное и непредсказуемое влияние экономических циклов, природных катастроф и международных конфликтов (возможен дождь).

Сегодняшняя погода

Для этого прогноза были исследованы проекты более чем 80 сертифицированных авиазаводов: продажи, прибыль и количество заключенных контрактов. Как мы уже сказали, общий прогноз солнечный.

В мире насчитывается более 320 000 самолетов авиации общего назначения, большинство из которых базируется в США. Средний возраст самолетов — 40 лет. Эта цифра была бы больше, если бы не поставки новых самолетов из инновационных материалов. Несмотря на то, что по сравнению с 2007 годом эта цифра упала, с каждым годом ситуация улучшается:

  • в 2011 году — 2 000 самолетов авиации общего назначения на сумму $18 млрд.;
  • в 2010 — в два раза меньше;
  • в 2008 ежегодные поставки самолетов были на 55% ниже, а продажи — на $7 млрд (28%).

Другими словами, благодаря растущим объемам производства экспериментальных во многих смыслах самолетов, поставки воздушных суден увеличились на 3 134 штуки. В прошлом году доля самолетов общей авиации составила 44% от этого количества (если учитывать беспилотные модели, 28%).

Конечно, не все эти самолеты сделаны с использованием композитов, в то время как наше исследование касается именно таких моделей. 80 авиазаводов, выбранных для прогноза, поставляют 68% всех самолетов, но самое интересное — то, что в 2007-2008 годах доля композитных самолетов была примерно 50%. Как видите, зависимость между развитием отрасли композитных материалов и авиационной промышленностью очень сильна.

Сравнение объемов производства самолетов в 2007 и 2011 годах:

Движущая сила изменения погоды

Композитные конструкции внедряются в самолеты очень высокими темпами, начиная от небольших второстепенных деталей и заканчивая самыми важными системами, например, панель управления полетом, фюзеляжи и крылья. Эта тенденция связана в первую очередь с возможностями, которые открывает использование новых материалов. А именно — внедрение таких усовершенствований, как:

  • Гораздо большая ударопрочность крыльев и оперения во время планирования. Конструкции из армированных углеродным волокном полимеров значительно прочнее алюминиевых конструкций, а значит — более безопасны и устойчивы к коррозии и повреждению в результате удара.
  • Снижение затрат. Производство композитных деталей позволяет значительно снизить время изготовления и затраты на рабочую силу. Кроме этого, благодаря использованию новых материалов уменьшается вес всей конструкции.
  • Экономия на обслуживании.В отличии от металлических, композитные структуры не подвержены коррозии и остаются надежны на протяжении всего срока службы. Это значит, что не требуется практически никаких затрат на диагностику, техническое обслуживание и текущий ремонт.
  • Улучшенные аэродинамические свойства. Ограничения, существующие для металлов в плане формы конструкции, не имеют значения для композитов. Следовательно, из инновационных материалов можно создавать детали идеальной аэродинамической формы.
  • Более выгодное соотношение массы и производительности. Композитные детали гораздо легче металлических, но обеспечивают такую же, и даже лучшую, эффективность и производительность конструкции.

Благоприятный прогноз

Несмотря на экономические потрясения, объемы производства и продажи самолетов общего назначения увеличиваются. По предварительным расчетам, в этом году эти цифры увеличатся примерно на 12% по сравнению с 2011 годом. Статиcтика показывает, что в течение следующих нескольких лет ситуация на европейских и североамериканских рынках будет медленно улучшаться. Тем не менее, по большей части прогнозируемый рост, коснется развивающихся рынков в Китае, Бразилии и Индии — странах, где дорожная инфраструктура развита плохо, и небольшие самолеты необходимы, чтобы обеспечивать связь между городами.

Если верить этому прогнозу, в период с 2011 по 2020 год будет построено около 56 000 самолетов общего назначения: производство вырастет на 115% (примерно 9% в год). Это, безусловно, очень хорошая новость, но стоит иметь в виду, что на предполагаемом пике производства в 2017-2018 годах его объем в штуках будет таким же, как в 2006-2007. Тем не менее, десятилетний прогноз 2011-2020 существенно отличается от предыдущего в некоторых аспектах:

  • замедление общего роста рынка в связи с недавними экономическими потрясениями;
  • ухудшение ситуации в сфере авиастроения;
  • сокращение спроса на одноместные и четырехместные поршневые самолеты;
  • преимущество небольших легких спортивных самолетов пред другими;
  • резкое сокращение производства экспериментальных самолетов в связи с ростом популярности легких спортивных самолетов.

Понятно, что производство самолетов уменьшится. Насколько? Если представить этот прогноз в цифрах, он будет выглядеть следующим образом:

  • легкие спортивные самолеты — на 6 000 единиц;
  • поршневых и турбинных — на 8 000;
  • экспериментальных — на 17 000.

Упадок производства самолетов почти на 50 000 единиц в период с 2008 по 2011 год значит снижение роста на композитные материалы на 17%. Предположительно с 2011 по 2020 годы будет произведено 27 млн фунтов (12 700 тонн) важных и второстепенных конструкций для самолетов их композитов. Во время «пика» в 2017 году производство композитных материалов достигнет тех же объемов, что в 2008, несмотря на то, что производство самолетов снизится на 30%. Это значит, что композитные конструкции внедряются в самолетостроение гораздо быстрее, чем это прогнозировалось в 2008 году.

Если предположить, что фактические темпы производства самолетов общего назначения будет соответствовать скорректированному прогнозу, в 2014 году доля рынка композитных аэроконструкций вырастет на 16% и составит $580 млн по сравнению с $503 млн в 2011.

К «пику» 2017 года эта цифра достигнет $1 млрд, а концу декады (2020 году) — $8 млрд. Таким образом, объем производства композитных конструкций вырастет в 2 раза в течение десятилетия 2011- 2020. Тем не менее, он составит лишь около 7% от общего объема рынка авиационных конструкций.

Прогноз использования композитных конструкций до 2020 года:

 info2_700

Что может негативно сказаться на прогнозе?

Мы уже говорили, что шатания экономики очень сильно сказываются на развитии отрасли. Несмотря на то, что в целом условия улучшаются, будущее еще очень неопределенно. В связи с этим можно предположить, что рост будет очень медленным в Северной Америке и Европе, и немного интенсивнее на развивающихся рынках — в Китае и Бразилии.

Вывод войск из Афганистана значит, что в этом районе сильное развитие получила бы деловая авиация, но в то же время новые конфликты на Ближнем Востоке могут негативно сказаться на цене нефти.

Неизбежный рост цен на топливо может иметь огромное влияние на жизнеспособность частной авиации и даже перечеркнуть все прогнозы на будущее. Вероятность такого исхода событий все еще высока.

Поделиться
Автор: Composite Online 30 Август, 20:03 1162