Спрос и предложение: что происходит на рынке волокон, и каков прогноз на 2015 год?

Спрос на волокна, и первичные, и вторичные, сейчас находится на подъеме после падения во время недавней рецессии. Поставщики волокон и продукции на их основе готовятся встретить ожидаемое увеличение спроса: представители самых разных отраслей промышленности возобновили разработки конструкций из композитных материалов, а производители запустили новые программы и проекты.

Исторически сложилось так, что рынок углеродного волокна развивается скачками от бума к полнейшей рецессии. В таких условиях предсказать потребности промышленности в сырье и заранее подготовиться к наращиванию объема поставок очень сложно.

Например, во время недавнего глубокого кризиса в 2008-2012 годах спрос на углеродное волокно сильно упал, потому что экономики США и Европейского Союза переживали не лучшие времена. Однако по окончании кризиса восстановление спроса и его постепенный рост стали нормой.

Сегодня производители углеродного волокна жаждут получить любые сигналы, по которым можно судить, когда и в какой сфере случится рост спроса. Аэрокосмическая промышленность считается своего рода константой этого уравнения: здесь спрос всегда примерно на одном уровне.

Тем не менее, есть и другие, более изменчивые и непредсказуемые отрасли, чье будущее пока неизвестно. Откажется ли автомобильная промышленность от композитов в пользу волокон? Когда уже углеволокно будет широко применяться в ветроэнергетике для производства легких турбин с длинными лопастями? Будет ли разработано недорогое PAN-сырье?

Сегодня волокна используются в большинстве продуктов аэрокосмической и автомобильной промышленности, а также в сфере ветроэнергетики. В результате рынок углеродного волокна является сильным и кажется, что спрос установился на определенном уровне. Сегодня каждый производитель углеродного волокна стремится расширить производство самых разных материалов на основе волокон.

Доли производителей углеволокна на рынке

Крупнейший производитель волокна, Toray Industries (Токио, Япония), заключила многолетний контракт с Boeing Co. (Сиэтл, штат Вашингтон, США) на поставку конструкций из углеродного волокна и эпоксидных препрегов для самолета Dreamliner 787. В рамках этого же контракта Toray поставит композитные конструкции для Boeing 777X. Общая стоимость соглашения превышает 1 трлн йен (8,3 миллиарда долларов США).

По мнению специалистов Toray, спрос на углеволокно растет со скоростью около 15% в год. В связи с этим за поледние 2 года компания расширила производство в Японии, США, Франции и Южной Корее. По прогнозам, общая номинальная мощность Toray к середине 2015 года достигнет 27 100 тонн, учитывая расширение нового завода по производству углеволокна в городе Мур, штат Южная Каролина, США. В этот завод компания инвестировала 1 млрд долларов: здесь будет осуществляться дополнительное производство волокон для использования в аэрокосмической и автомобильной промышленности.

Кроме этого, крупнейший производитель углеволокна расширяет производство композитных деталей для автомобилей, для чего Toray в середине 2013 года купила часть акций Plasan — производителя запчастей и конструкций из композитов на основе углеволокна.

Примерно в то же время Toray приобрела 75% акций Dome Carbon Magic Co. (Таиланд) и стала владельцем производства компании в городе Срирача, Таиланд. Здесь, под брендом Toray, компания запустит производство армированных углеродным волокном композитных деталей lkz автомобилей, чтобы удовлетворить возросший спрос в Японии и Таиланде.

SGL Group (Висбаден, Германия), напротив, расширяет свое присутствие в аэрокосмической промышленности после громкого успеха своей продукции из углеволокна в автомобильном секторе. Компании удалось добиться значительных результатов благодаря сотрудничеству с BMW Group (Мюнхен, Германия) в рамках совместного предприятия SGL Carbon для автомобилей (SGL ACF).

Изначально совместный завод строился исключительно для производства карбоновых деталей для электрических и гибридных моделей BMW i3 и i8, а также, возможно, будущих автомобилей BMW. Завод был построен в рекордно сжатые сроки в городе Мозес Лейк, штат Вашингтон, США, и уже два раза расширялся.

В конце 2014 года Hexcel (Stamford, CT, США) объявила о запуске строительства новых линий производства углеродных волокон на заводе в Руссильоне, Франция. Сегодня компания производит волокна в Испании и Солт-Лейк-Сити (штат Юта, США). В результате расширения производственная мощность завода в 2015 году составит примерно 9500 тонн.

Mitsubishi Rayon Co. Ltd. (Токио, Япония) в июне 2014 года объявила об удвоении мощностей производства углеволокна на заводе Grafil Inc. в Сакраменто (штат Калифорния), который входит в Mitsubishi Rayon Carbon Fiber and Composites Inc. (Ирвайн, Калифорния США). Теперь завод в Сакраменто будет производить 4000 тонн углеволокна в год до середины 2016 года. Завод Mitsubishi Rayon в Японии, Otake, будет выпускать волокна Pyrofil P330 на основе полиакрилонитрила 60K — материал для промышленного применения. Кроме этого, как и другие производители углеволокна, компания в июле 2014 года приобрела 51% акций в Wethje Holding GmbH (Hengersberg, Германия) — производителя автомобильных конструкций и деталей из армированного углеродным волокном полимера (углепластика).

Производственная мощность Toho Tenax (Вупперталь, Германия) на конец 2014 года — примерно 13 900 метрических тонн в конце 2014 года, и вскоре компания планирует расширение.

Ситек Industries Inc (West Патерсон, Нью-Джерси, США) в начале 2014 года объявила, что строительство нового завода в Южной Каролине завершено, и он уже готов к запуску производства. Компания подтвердила, что на новом заводе планируется производство коротких волокон (3K-24K).

Новые игроки рынка углеволокна

У новых игроков на рынке углеволокна дела тоже идут хорошо. Например, компания AKSA (Стамбул, Турция) была создана менее 10 лет назад, а уже в 2010 году в компании появилась первая линия переработки углеволокна на основе акрилового сырья. Сейчас мощность производства составляет около 3600 метрических тонн волокна в год на двух линиях в Турции. Кроме этого, компания активно расширяет возможности производства углеволокна для самых разных отраслей промышленности, в том числе, для ветроэнергетики, строительства и автомобилестроения.

В 2012 году компания заключила стратегическое соглашение о партнерстве с Dow Chemical Co. (Мидлэнд, США). Новое совместное предприятие под названием DowAksa разрабатывает широкий спектр продуктов для автомобильной промышленности и недавно заключило контракт с Ford Motor Co. В конце 2014 года, компания объявила о своем намерении построить в США завод по производству углеволокна в течение ближайших лет, а в 2013 DowAksa анонсировала строительство производства в России, куда американская и российская стороны планируют инвестировать 1 млн долларов.

Hyosung (Gyeonggido, Южная Корея) начала производство углеволокна в середине 2013 года и к 2020 году планирует производить 8000 тонн материала в год. Модуль упругости при растяжении высокопрочных промышленных волокон Tansome производства Hyosung колеблется от 5,5 ГПа до 290 ГПа.

Российская холдинговая компания ХК «Композит» совместно с госкорпорацией «Росатом» производит волокна в рамках совместного предприятия ООО «Алабуга-Волокно» в республике Татарстан. Проектная мощность завода — 1500-3000 тонн.

Другие участники рынка — Saudi Basic Industries Corp. (Саудовская Аравия), Dalian Xingke Carbon Fiber, Yingyou Group Corp. (Китай) и еще по меньшей мере три производителя в китайских провинциях Шаньдун, Чжэцзян и Гуанси тоже развивают производство углеволокна.

Другие волокна

Спрос увеличился не только на углеволокно. Проблема безопасности остается центральной во всем мире, а значит, производство арамидных и полиэтиленовых волокон тоже развивается.

DuPont Advanced Fibers Systems (Ричмонд, США) увеличила производство арамидных волокон DuPont Kevlar более чем на 25% и потратила на увеличение производственных мощностей около 500 миллионов долларов США. Конкурент компании, TEIJIN ARAMID BV (Арнем, Нидерланды), в настоящее время производит четыре марки арамидных волокон — Twaron, Technora, Sulfron и Teijinconex. Teijin также расширила производство волокон Twaron на 15-20%.

В целом тенденция такова, что все большую популярность приобретают перерабатываемые волокна. Это приводит к увеличению спроса на восстановленные волокна и особенно на те, что используются для производства высокопрочных и производительных автомобильных деталей и конструкций для аэрокосмической отрасли. Сегодня производством этого материала занимается много компаний, лидеры которых — MIT-RCF (Лейк-Сити, США), Adherent Technologies Inc. (Альбукерке, США), ELG Carbon Fibre Ltd. (Косли, Великобритания) и CFK-Valley Recycling (Штаде, Германия).

Эти компании разрабатывают передовые технологии переработки волокон, благодаря которым материал можно использовать повторно для создания, например, тканей или термопластиковых композитов. Исследователи Boeing утверждают, что механические характеристики переработанных волокон ничем не уступают свойствам первичных композитов, а значит, их использование не только выгодно, но и эффективно.

Поделиться
Автор: Composite Online 28 Февраль, 14:46 3278

Комментарии